IT-технологии в отеле: ЗА и ПРОТИВ
IT-технологии стремительно развиваются во всем мире и, к счастью, в России этот темп прогрессивный, что можно заметить в жизни любого человека. Сегодня мы реже стоим в очередях, оплачиваем покупки онлайн, имеем возможность выбора места в транспорте при покупке билета и даже следить за изменением его цены в зависимости от даты, решаем вопросы по организации отдыха в пару кликов и многое другое, что стало уже привычным и должным.
Особое значение IT-технологии имеют для индустрии гостеприимства. Невозможно построить качественную операционную деятельность без наличия PMS-системы, таск-менеджера, онлайн продаж на сайте отеля. К базовым IT-технологиям сегодня можно отнести:
  • система управления отелем PMS (property management system)
  • менеджер каналов channel manager
  • модуль бронирования на сайте отеля
  • паспорт менеджер
  • программа ведения бухгалтерского учета
  • системы технического контроля здания, противопожарные системы
  • система электронных замков
  • отельное телевидение и интернет
В контексте данного форума речь идет о современном и эффективном отеле, но, безусловно, процессы могут быть построены иначе в зависимости от многих факторов. Так, например, многие используют excel для управления отелем, а отделы миграции некоторых регионов не принимают документы для регистрации онлайн.

Безусловные плюсы мы услышали, но для каждого проекта характерны свои особенности. Так, поколение Z отдаст свое предпочтение отелю, где будет работать онлайн чекин, настроено меню рум-сервис в чат-боте, а в ресторане не придется снисходительно улыбаться официанту – его заменит робот. Вряд ли отсутствие личного контакта и возможность живого общения удовлетворят гостя поколения беби-бумеров. Конечно, за использование IT-систем выступает их прозрачность, управляемость и окупаемость за небольшой срок.
Например, сегодня на рынке присутствует система по оплате ресторанных чеков. Гость после выбораблюд на экране сразу производит оплату наличными или картой, при этом кассовая машина одновременно выполняет роль старшего кассира, формируя отчеты и закрывая кассовый день. Стоимость данного устройства 1-1,5 миллиона рублей, что сопоставимо с годовой зарплатой кассира. Однако, эта машина способна работать долго, повышая свою рентабельность с каждым следующим днем. Мало кто из гостей сталкивался во время проживания с этим сотрудником, поэтому это хороший пример того, как можно использовать IT-технологии без вреда для души отеля.
Другой пример, Hotbot с возможностью заказа дополнительных услуг в отеле во время проживания. Здесь яркий пример ограничений коммуникаций между гостем и сотрудником. При выборе блюд вы не получите рекомендаций со стороны официанта, их заменят яркие фото или видео. Состав блюда придется читать, а возможно уточнять его по телефону. А, например, при заказе такси вам все равно будут перезванивать и уточнять детали, хотя как вам кажется итак все ясно. Эти нюансы противоречат привычным стандартам сервиса в гостеприимстве, но несмотря на их непривычность становятся незаменимыми для гостей.
Хочу заметить, что в то время как я готовил эту презентацию, IT-технологии не стояли на месте. Hotbot разработал интеграцию с Яндекс Алисой, которая позволяет заказывать услуги голосом. Я знаю отели, где гости уже оценили удобство этого ноу-хау. Кажется завтра уже наступило.
Существуют системы, которые глубоко анализируют действия гостей при выборе онлайн услуг и формируют их портрет, например продукт Druffle. Его очевидный плюс - удобный интерфейс для гостей, предпочитающих минимальное взаимодействие с персоналом отеля. Однако, ценителям приватности и конфиденциальности это может не понравиться: система запоминает поведение и привычки гостя и использует эти данные для формирования уникальных предложений. Например, если вы однажды заказали кашу на завтрак на воде, будьте уверены что в следующий раз у вас даже не спросят как ее подавать: получите точно такую же, на воде. Можно поспорить, ведь подобные процедуры можно проводить и без этой программы. Да, действительно, этим и отличались всегда внимательные и сообразительные, креативные сотрудники и это добавляло романтики и шарма при выборе отеля. Хотя бывали и совсем нехорошие ситуации.
В нашем отеле любил останавливаться популярный режиссер. Часто его замечали с разными спутницами. Однажды, в присутствии супруги коллега на ресепшн предложил ему номер “как обычно”. Супруга обратила внимание на эту реплику, больше режиссер у нас не останавливался.
Разработчики уверяют, что подобные детские болячки ПО давным давно устранены. Но как можно предусмотреть ситуации, которые случаются впервые и требуют человеческого участия и понимания. Хотя иногда сами сотрудники превращаются в роботов. Артемий Лебедев опубликовал в своем телеграм канале мнение по поводу своего отношения к пятеркам и четверкам, отдавая предпочтение вторым. Но еще интереснее мне показался комментарий под этой публикацией, цитирую:
Был как то в Тюмени, в центре гостиница 4-е звёзды. В первый день заехал, все нравилось! "Ух ты", - говорил я. С первого же дня администратор этажа, хола, лифта и все горничные , вежливо здоровались улыбались и спрашивали: "нравится ли вам у нас", "какие вам полотенца положить сегодня", "хорошее утро, не правда ли". На 3-тий день, я блять уже выл, от этих доебов, я готов был задушить блять этих всех любителей узнать как у меня дела и что я хотел бы на завтрак. мУка, ну не думаю я о своем быте 24 на 7 ! Пришел, сожрал что-то съедобное, если оно не говно, я это даже не замечу, потому что я работаю! Больше в 4 - звездочных гостиницах по работе я не живу. Только трехи! Им просто по.уй, понравилось мне у них или нет!
При выборе и оценке IT-решений важное значение имеет их совместимость с уже установленным ПО и PMS-системой. Крупные компании, такие как Smarteq и HRS, предлагают готовые решения с настроенной интеграцией. Так, например, для гостиничного ТВ бывает актуальна проблема вывода имени гостя на экран, такая же проблема встречается при интеграции телефонии и PMS-системы. Набор каналов и общий функционал продукта могут иметь хорошие характеристики, но при отсутствии небольших, но важных параметров, таких как наличие интеграции, они проиграют.
Сложные и продвинутые CRM-системы также потерпят крах и станут пустым вложением, если не будут обмениваться данными с системой управления отелем. К сожалению, CRM-система в современном виде пришла после Fidelio и Opera. Замечательная идея отслеживать поведение гостя и работать с базой данных с помощью Битрикс или AMO-CRM может быть разрушена отсутствием правильно настроенной связи между PMS и CRM. В таком случае она не будет нести какого-либо смысла и только съест ваш бюджет. Скорее всего современные разработчики будут уверять, что сделают это так как вы скажете, но вам будет проблематично сказать как это должно работать, если ранее с этим вы не сталкивались, тем более правильно это протестировать.
Подводя итог моему выступлению, хочу вернуться к основным заключительным тезисам:
  1. совершенно необходимы каждому отелю базовые IT-решения
  2. если отель претендует на статус отличного от других, то IT-систем потребуется много
  3. нужно понимать кто ваш гость, чтобы выбрать верную стратегию внедрения IT-технологий
  4. будьте аккуратны, используя новые IT-решения
  5. обратитесь за помощью к специалисту до покупки отдельного продукта или убедитесь, что он будет интегрирован в общую систему
  6. пробуйте и внедряйте, ведь будущее уже не остановить
8 ДЕКАБРЯ / 2022

Автор: АНДРЕЙ ПЕЛЛЕ
Контакты:

E-mail: pelleandrey@gmail.com
Телефон: +7 (909) 675-675-5
Made on
Tilda